Сегодня на уроке литературы пятиклассники работали над темой «Загадка – малый жанр фольклора».
В начале урока ребята познакомились с определением слова фольклор, вспомнили, что такое жанр литературы, какие бывают жанры. Дальше дети разделились на две группы. Работа строилась в группах. Каждая группа получила задание дать определение загадке. Затем группы сравнили свои определения с учебником, с Большим энциклопедическим словарем, оценили свою работу.
Проблемный вопрос урока: почему появились загадки. В группах обсудили причины происхождения загадок, высказали предположения и сообща пришли к выводу: в давние времена человек многие явления природы не мог объяснить, верил в существование нечистой силы, и для того, чтобы не произносить имена этих существ, придумывал загадочные определения. Загадки полюбились не только взрослым, но и детям. Постепенно появились загадки не только о явлениях природы, но и о домашней утвари, животных, частях человеческого тела.
Следующий этап урока – конкурс загадок. Ребята продемонстрировали свою эрудицию и умение логически мыслить. Победила в конкурсе Ульяна Островерхова.
В умении придумывать загадки отличился Тихий Матвей. Неплохо справились с этим заданием Островерхова Ульяна, Бурганова Диана и Лапин Влад.
На заключительном этапе урока пятиклассники познакомились с таким видом литературного творчества, как Синквейн. Каждой группе было предложено составить Синквейн со словом «загадки». Но ребята испытали затруднение при выполнении этой работы. В результате коллективного творчества получился такой Синквейн:
Загадки.
Умные, интересные.
Развивают, заставляют думать, учат.
Жанр фольклора.
На этапе рефлексии пятиклассники оценили свою работу, каждый для себя определил, что понравилось на уроке, где были затруднения.
Домашнее задание творческое по выбору: сочинить загадки о временах года или написать Синквейн о любимом времени года.
Учитель Богданова О.С. |